Услуги

С 2010 года по ФЗ «О Техрегулировании» сертификация услуг обязательной не является, и в настоящий момент  сертификат на услуги оформляется по инициативе их поставщиков в добровольном порядке независимо от причины – по желанию или необходимости. Основной мотивацией участников рынка остается растущая во всех сферах конкуренция, но нередко сертификат на услуги требуется в качестве обязательного условия участия в тендерах и т.п.

Какие задачи решает сертификация услуг

В рамках российской системы оценки соответствия первоочередной задачей будет подтверждение безопасности работ, кроме того сертификат на услуги служит официальным удостоверением их:

  • законности – этой целью проводится и лицензирование, и все виды регистраций;
  • технического обеспечения;
  • профессионализма (сертификаты, дипломы, УПК и свидетельства);
  • управляемости и контролируемости.

Объектом оценки в данном случае будут не материальные ценности (продукция), а получаемые блага, выраженные в изменениях свойств, состояний, внешнего вида и т.д. объекта, в связи с чем сертификат на услуги  доказывает соответствие требований законодательства не только результата, но и динамики его отдельных характеристик. В доказательной части (параметры и критерии оценки, показатели испытаний) сертификация услуг определена их классификационной и отраслевой принадлежностью по Общероссийскому классификатору, степенью новизны и т.д. (консультация в «Ростест Краснодар» бесплатная).

По процедуре сертификация услуг обусловлена  разработанными специально для этого «Правилами…», и может проводиться как региональными структурами соответствующих госорганов (Росстандарт, МЧС и т.д.), так и уполномоченными ими центрами сертификации

Какие особенности имеет сертификация услуг

В связи с невозможностью разнести процесс и результат по времени, а также нередком отсутствии четких критериев и ориентиров, оформить сертификат на услуги сложнее, чем подтвердить соответствие продукции, и процедура имеет ряд особенностей. Если невозможно получить объективные данные, в качестве критериев оценки могут быть использованы статистические или заявляемые поставщиком услуги параметры. Сертификация услуг проводится в процессе их оказания в статистически достоверный период времени, и, с целью профессионального использования возможностей добровольной системы, процесс может быть полностью делегирован специализированным центрам сертификации. Сертификат на услуги не дает на них право, как лицензия, но подтверждает соблюдение лицензионных условий.